ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИКС ПО-ИВАНТЕЕВСКИ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИКС ПО-ИВАНТЕЕВСКИ

        На сцене – классика

7 февраля в КДЦ «Первомайский» состоялась премьера театрального проекта «Русская классика. Традиции и современность». Открыл этот проект спектакль-коллаж по произведениям русской драматургии «Роман с Контрабасом». Спектакль поставлен режиссёром-постановщиком, заслуженным работником культуры Московской области Еленой Дмитриевной Леоновой. Руководитель проекта — заслуженный работник культуры России Александр Аркадьевич Леонов.

По аналогии с понятием «микс», то есть сведением нескольких музыкальных произведений в непрерывную последовательность, спектакль «Роман с контрабасом» я бы назвал театральным миксом по-ивантеевски. Обычно миксы состоят из музыкальных произведений, схожих по жанру, настроению и другим признакам. Здесь же в непрерывную последовательность были сведены сцены из восьми произведений русских классиков: А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. Чем же мне показались схожими собранные на сцене отрывки из русской классики? В названии спектакля, совпадающем с названием чеховского рассказа «Роман с контрабасом», я особо выделил слово «Роман», а одно из значений этого слова — любовные отношения между мужчиной и женщиной.

Вот так курьёз!

Эти отношения прослеживаются во всех сценах спектакля, начиная с произведения Чехова «Из дневника одной девицы», где девица строила глазки и посылала воздушный поцелуй, когда перед её окнами ходил статный брюнет (как девица пишет в своём дневнике). От лица девицы в спектакле выступает актриса Д. Фомичёва. Правда, статный брюнет на сцене не появляется, но это режиссёрский ход, ведь у Чехова брюнет оказывается полицейским сыщиком, который выслеживал брата девицы — растратчика, а вовсе не из-за любви к девице ходил под её окнами. Вот такой курьёз!

В следующей сцене — из «Ревизора» Гоголя — Константин Гергая, играющий роль Хлестакова, уже откровенно без разбору волочится за дочерью и женой Городничего. Дочь Городничего играет актриса В.Осокина, а её мать — актриса Е. Бобкова. И очень привлекательно они играют, заставляя Хлестакова ползать у их ног, вызывая одобрение зала, смех, аплодисменты.

Наконец, в сцене по рассказу Чехова «Злой мальчик» показаны отношения между влюблёнными: молодым человеком Лапкиным (актёр Н. Морозов) и Анной Семёновной (актриса С.Вельтищева), которых шантажирует подглядывающий за их поцелуями гимназист (актёр Д. Константинов), выуживая из них деньги за то, что он их не выдаст, и складывающий полученные от них купюры в контрабас, как в банк! Этот сюжет обыгрывается в спектакле несколько раз. В конце концов влюблённые, заключив официально брак, с наслаждением мстят шантажисту, который во все лопатки улепётывает от них по сцене.

roman s kontrabasom 10В сценах по рассказу Чехова «Длинный язык» показаны отношения между ревнивым мужем (актёр И. Леонов) и его вернувшейся с курорта женой (актриса Н. Самошкина). Оказывается, ревность мужа не была безосновательна. Это выясняется, когда на сцене появляется курортный знакомый жены проводник Сулейман ( актёр С. Сюльгин) и горячо обращается к ней: «О, Натали!» Интонация его возгласа не оставляет сомнений в бывших между ними на курорте тёплых отношениях.

Во фрагменте из «Женитьбы Бальзаминова» А.Н. Островского Мишенька Бальзаминов (актёр Д. Романов) убеждает девицу Раису (актриса А. Квардицкая) в искренности своих мужских «чувств»! Признаюсь, видеть брутального, мужественного Романова в амплуа сомневающегося Мишеньки Бальзаминова непривычно. Уж больно Романов могуч!
В сцене из спектакля А.Н. Островского «Банкрот» приказчик Лазарь Елизарыч (актёр А. Мельников) налаживает отношения с дочерью своего хозяина Олимпиадой Самсоновной, подкупая её богатством и призывая выйти за него замуж.

roman s kontrabasom 19Наладить серьёзные отношения с невестой, вплоть до женитьбы, убеждает в сцене из «Женитьбы» Гоголя сонного Подколёсина, заспавшегося в женихах (актёр А. Пампура), его энергичный друг Кочкарёв (актёр А. Донецкий). Он доводит жениха до того, что тот в порыве влюблённости поднимает на руки купеческую дочь Агафью Тихоновну (актриса А. Шанцева, которую я помню из спектакля «Семеро лохматых», где она также сыграла страстную любовь к скомороху из давнего времени Рожамяте — тогда его играл В. Кривов).

roman s kontrabasom 23В завершение спектакля на сцене появляются герои рассказа Чехова «Роман с контрабасом». Название этого рассказа взято режиссёром и для всего спектакля. Здесь тоже устанавливаются особые отношения между музыкантом Смычковым (актёр В. Кривов) и княжной Бибуловой (актриса В. Лазаренкова). Отношения комическо-трагические, поскольку у обоих украли одежду во время купания. В конце спектакля раздаётся истошный вопль полураздетой Бибуловой, явившейся пред ясные очи публики из футляра контрабаса, когда один из музыкантов хотел продемонстрировать исполнение на контрабасе рапсодии Листа! Тоже впечатляющий режиссёрский ход!

«Нагой, с музыкальным инструментом на спине, он напоминал некоего древнего мифического полубога» (из рассказа А.П. Чехова «Роман с контрабасом»).

Итак, через весь театральный проект (коллаж, микс), по моему мнению, проходят красной нитью отношения между мужчиной и женщиной. Это в моём восприятии объединило сюжетную линию.

        В единстве – сила!

Резюмируя впечатления от увиденного, глава города Сергей Гриднев произнёс, обращаясь к актёрам, режиссёрам и всем сотрудникам театра (кстати, в театре сейчас появился новый молодой директор Алиса Георгиевна Гергая): «Спасибо вам, ребята! Вы умнички!. Кроме того, он сказал, что в Год культуры губернатор Московской области призвал во всех городах области развивать театральное движение, а у нас в Ивантеевке оно уже развито на достаточно высоком уровне и является важной составляющей ивантеевской культуры.

Весь спектакль оставил светлое впечатление, зрители покидали театр в приподнятом настроении. Следует выделить удачное музыкальное оформление спектакля. Музыкальный фон гармонично вписывался в действие, создавая соответствующее настроение (один «Чардаш» Монти чего стоит!). Лаконичная сценография с деревянным светлым крылечком, с которого герои произведений русских классиков как бы спускались на обозрение к зрителям, тоже мне кажется удачной.

Первая сцена, когда исполнители были словно принесены ветром времени из прошлого в наши реалии, очень символична. Мне даже захотелось, чтобы наш театр представил зрителям уже не фрагменты русской классики, а жизнеутверждающие полнокровные спектакли. Ещё один позитивный момент нового спектакля — это то, что в его создании участвовали сразу несколько учреждений ивантеевской культуры: театр, музыкальная школа, художественная школа, коллектив «Палитра» КДЦ «Первомайский». Как можно было понять из выступления председателя комитета по культуре А.А. Леонова после окончания спектакля, в единстве ивантеевской культуры — её сила!

И ещё хочу сказать, что был очень рад встрече на спектакле со своими старыми знакомыми актёрами: Виктором Кривовым, Дмитрием Романовым, Семёном Сюльгиным, Натальей Самошкиной, Алексеем Пампурой, Ильёй Леоновым, Алёной Шанцевой, Геворгом Оганесяном, ну и, конечно, знакомству с новыми актёрскими именами. Спасибо им за верность театру и новых удач на радость ивантеевским зрителям!


Илья ГРЕХОВ

Фото Дмитрия ЛИННИКОВА

Комитет по культуре использует интернет в Ивантеевке от провайдера Ивстар.