Спектакль «Эй, кто-нибудь»: только любовь меняет людей

Спектакль «Эй, кто-нибудь»: только любовь меняет людей

«Всегда надо иметь кого-то рядом – и зимой, когда холодно, и весной, когда кругом так нарядно, и летом, когда так хорошо и жарко и можно купаться; в любую пору года, в дождь и в снег, в любую погоду – всегда человек должен иметь кого-то, кто шёл бы с ним рядом до самой смерти», – эти слова в 1941-м году написал Уильям Сароян, американский писатель армянского происхождения.

Любовь – основной лейтмотив его пьесы «Эй, кто-нибудь!». Каждый человек должен любить. Невозможно жить без этого чувства – уж такими создала нас природа. Невозможно быть счастливым. Можно покупать дорогие яхты, футбольные клубы, но это ли счастье? Можно каждый день улыбаться с экранов телевизоров, записывать попсовые песенки в три аккорда, но разве это счастье? Счастье не измеряется в валюте, оно не считается рейтингами и индексами популярности.

Счастье – это… когда тебе есть кого называть Кейти. «Ты первая девушка, которую я могу назвать Кейти. Я приберёг это имя для тебя», – признаётся главный герой пьесы «Эй, кто-нибудь!». Это ли не любовь с первого взгляда? Да, пусть не такая, какой её представляют себе читательницы любовных романов. Но ведь и жизнь не сказка! Пусть ты бедная девушка, совершенно одинокая в этом богом забытом городе, пусть ты работаешь уборщицей в сумасшедшем доме, а эти слова говорит тебе неизвестный мужчина, которого сюда упекли за изнасилование. Но: «Всё пойдёт хорошо с этого дня, потому что я увидел тебя. Теперь мне есть чем дорожить». Но верить ли ему? Он же сумасшедший! Ночью, когда ты за ним ухаживала, он бредил, говорил, что ты ему понравилась. А ты, глупая, понадеялась: а вдруг, когда он очнётся, полюбит тебя? Просто ты не хочешь быть одинокой, просто каждый человек нуждается в любви.

Но какая может быть романтика, когда вокруг – белые стены больницы для умалишённых? Однако Кейти беззаветно верит незнакомцу: ещё никто в этом городе не говорил ей, какая она красивая, все парни только насмехались над ней. Не они ли сумасшедшие? Может быть, только этот мужчина, обвиняемый в изнасиловании, – единственный нормальный человек? Но он с малых лет бродит по свету в поисках удачи, мечтает заработать много денег. Может быть, в Сан-Франциско ему улыбнётся Фортуна? С Кейти он начнёт новую, счастливую жизнь, но для начала нужно вырваться на свободу – достанет ли его возлюбленная ключ от палаты? Вдруг, пока она будет искать, придут разъярённые жители и убьют его? Что же останется Кейти – до конца своих дней гнить в этом захолустье? Тогда мужчина отдаёт ей большее, что у него есть – 80 долларов, – чтобы она могла доехать до большого города и там начать новую жизнь. «Я разыщу тебя в Сан-Франциско!» – обещает он, не будучи уверен, что снова увидит её. Он понял, что такое счастье. Это возможность сделать счастливым любимого человека. Не для того ли оказывается он в сумасшедшем доме, чтобы его мировоззрение изменилось? Не был ли он сумасшедшим в той, другой жизни? Но встретит ли он снова Кейти?

Режиссёр спектакля Елена Леонова представила свою интерпретацию пьесы «Эй, кто-нибудь!». Это одноактная пьеса – всего девять страниц. В оригинале действие разворачивается в тюрьме. И постановка Елены Леоновой, по моему мнению, лучше оригинала. У Сарояна в камеру к заключённому врывается муж. Выясняется, что его жена сама приставала к главному герою. Да и изменяла мужу она не в первый раз. Ревнивец убивает возлюбленного жены. Кейти бросается к его телу, но его уносят, девушку с презрением называют шлюхой. Поражённая Кейти смотрит в никуда и обращается к мёртвому: «Эй, кто-нибудь, слышишь?»

У Елены Леоновой конец совершенно другой. Какой – смотрите в постановке.

Комитет по культуре использует интернет в Ивантеевке от провайдера Ивстар.