СОЧИНЕНИЕ О ТОМ, КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО Ивантеевский театр приготовил для зрителя «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери

Таксист, который поздно вечером после спектакля вез меня из Первомайского клуба домой, пребывал в неподдельном недоумении: «В Ивантеевке есть театр? Разве американский фантаст Рэй Брэдбери писал пьесы? Как они сумели поставить на сцене «Вино из одуванчиков», это же почти личный дневник писателя?» Выслушав ответы на свои вопросы, таксист заключил: «Мне будет очень интересно на всё это посмотреть…»OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ивантеевский музыкально-драматический театр, который в мае будущего 2017 года отметит свое 20-летие, ежегодно неизменно представляет городской публике 3-4 новых спектакля. На этот раз, в сентябре 2016 года, очередной премьерой — после чеховской «Чайки» — стала одноименная пьеса по автобиографическому роману Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», поставленная молодым профессиональным театральным режиссером Ильей Леоновым, сыном основателей Ивантеевского театра Александра и Елены Леоновых.

«Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, как и наш театр, в 2017 году тоже отметит свой юбилей, а именно 60-летие с момента первой публикации. Это исповедальное произведение в форме психологической прозы, практически не предназначено для постановки на театральной сцене или в кинематографе. Даже ныне запрещенная и при этом весьма доходная реклама алкоголя, открыто обозначенная в названии романа (вино из одуванчиков и рецепт его приготовления реально существуют), не привлекает ни режиссеров-постановщиков, ни продюсеров. Известен только российский 4-серийный телефильм, снятый в 1997 году по мотивам романа, в котором сыграл свою последнюю роль —  полковника Фрилея — Иннокентий Смоктуновский.

Однако Илья Леонов, твердо придерживающийся, несмотря на молодость, самостоятельного режиссерского поиска (а он сделал уже 5 спектаклей!), не стал опираться на имеющийся опыт единственной в мире экранизации произведения. Режиссер пошел, прямо скажем, на отчаянный риск, прибегнув к очень опасной трансформации психологического, философского текста в полноценное драматическое действие с множеством героев и сцен.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Вино из одуванчиков» — по своему сюжету детское сочинение о том, как прошло лето 1928 года главного героя 12-летнего Дугласа Сполдинга, прототипом кого, как известно, является сам Рэй Дуглас Брэдбери, который писал «Вино» около 50 лет, то есть всю свою жизнь.

Главный герой Дуглас за длинное короткое лето, двенадцатое в своей жизни, приходит к взрослому пониманию того, что счастливая и трагическая человеческая жизнь делится на открытия и озарения, с одной стороны, и на обряды и обыкновенности, с другой. Что в жизни человека есть ужасы и страхи, опасности и смерть. Но в той же такой сложной жизни, рядом с кошмаром, живет и горячая радость от очень простого ощущения «я живой!». Что люди словно «машины времени», и их прошлое заключено в них самих и никогда не проходит. Что нельзя в жизни полагаться только на вещи, потому что они разваливаются, или ржавеют. Но и на людей полагаться тоже нельзя, потому что они могут умереть. «Значит, я, Дуглас Сполдинг, когда-нибудь…должен…»

Казалось бы, само литературное произведение требует заготовку — сделать моноспектакль в   театре одного актера.  Но Илья Леонов снова отказался от традиционного хода и не стал делать спектакль на одну «звезду». Он делит «лето 1928 года» главного героя на всех и предлагает тексты Дугласа (и о Дугласе) читать и играть семерым актерам, изображающим на сцене компанию мальчишек и девчонок. При этом одновременно каждому из семи актеров от режиссера достается по одной (а то и больше) сцене для их «собственных» героев.

Оказавшийся безошибочным режиссерский прием особо ярко и выразительно сыграл в пользу давно заслуживающего успеха и зрительского признания Дмитрия Романова, который в спектакле исполняет сразу три  разнохарактерные роли – Дедушки Сполдинга, Мистера Мрака и Полковника Фрилея, с которыми оказались связаны и лучшие по выразительности сцены пьесы: рассказ о гражданской войне старика-«машины времени» Полковника Фрилея, приготовление вина из одуванчиков добрейшим Дедушкой Сполдингом, ночные беседы детей и мудрого Дедушки Сполдинга.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Еще одной впечатляющей сценой спектакля (даже спектаклем в спектакле) стало Гадание Мадам Таро, в которой опять же занят Дмитрий Романов (Мистер Мрак), а центральными персонажами сцены являются главные герои пьесы — Дуглас и его младший брат 10-летний Том.

Дуглас (Семен Сульгин) и Том (Александр Мельников) искренно верят картам Мадам Таро, потому что они всем без исключения обещают долгую счастливую судьбу. Братья решаются украсть восковую механическую куклу Мадам Таро у ее владельца, чтобы наконец «расколдовать» добрую волшебницу.

Илья Леонов включил в свою пьесу и остросюжетную детективную историю «Душегуб» о злодее, наводящим ужас на обитателей Грин Тауна. Сцену покушения на убийство молодой девушки убедительно ведут OLYMPUS DIGITAL CAMERAАнастасия Квардицкая (Лавиния) и Александр Донецкий (Душегуб). Драматический накал эпизода столь велик, что режиссер решил – вопреки воле автора – завершить ее условной актерской шуткой вне основного действия.

Спектакль украсили еще две женские роли – Франсины (Дарья Фомичева) и Элен (Вита Новикова), без которых пьеса получилась бы не столь живой и обаятельной.

Теперь о зрителе. В творческой манере Ильи Леонова зрителю всегда отводится особое место, поскольку режиссер рассчитывает на духовный интерактив зала. Для зрителя как участника сценического действия Илья Леонов придумал и построил вплотную к сцене подиум, который, как правило, устанавливается для артистов, а не для зрителей. Представляется, что режиссер хочет, чтобы в каждом из зрителей поднялся свой Дуглас, тот самый «мальчишка, спрятавшийся внутри взрослого, который играет в зеленой траве на господних полях и лугах во всех минувших августах, в самой гуще начала взросления…».

Конечно, «Вино из одуванчиков» вовсе не алкогольный напиток. По Рэю Брэдбери, это емкий художественный образ всего самого ценного, что есть в человеческой жизни. «Самые эти слова – точно лето на языке. Вино из одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылки лето».

В этом смысле, новый спектакль ивантеевского театра – тоже вино из одуванчиков, лекарство иных времен, бальзам из солнечных лучей…всё это, всё – в одном спектакле-бокале.

Ирина Телина

Фото Дмитрия Линникова

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Комитет по культуре использует интернет в Ивантеевке от провайдера Ивстар.